Деликатная тема: разговор с проктологом

Геморрой в определённом смысле можно назвать уникальным заболеванием. Обсуждать эту болезнь с кем-либо, даже с врачом, нелегко большинству людей. В результате, про геморрой существует огромное количество слухов, не имеющих никакого отношения к действительности. О том, что же такое геморрой на самом деле, опасен ли он и какого лечения требует, мы попросили рассказать врача-онколога, проктолога и хирурга, члена Российского общества эндоскопических хирургов, общества колоректальных хирургов, члена общества хирургов РФ и общества хирургов-гастроэнтерологов - Александра МАСЛОВА.

Александр Александрович, расскажите о своём пути в медицину.

Я окончил Нижегородскую государственную медицинскую академию (сейчас ПИМУ) в 2012 году по специальности «Лечебное дело» и поступил на клиническую ординатуру по специальности «Хирургия» факультета усовершенствования врачей НижГМА. В 2014 году получил специальность «Онкология», а в 2016-м году прошёл профессиональную переподготовку по специальности «Колопроктология». Для выполнения процедур под контролем УЗИ получил специализацию по ультразвуковой диагностике. В настоящее время работаю в Нижегородском медицинском центре «ПроМедКлиник» и веду амбулаторный приём в клинике «Линия жизни» в вашем городе.

Одна из болезней, с которой к вам обращаются за помощью, - это геморрой. Расскажите об этом недуге поподробнее.

Геморрой - это увеличение геморроидальных узлов больше, чем нужно из-за нарушения кровообращения в них и ослабления фиксирующего их аппарата в заднем проходе. Сами по себе не увеличенные геморроидальные узлы - нормальные анатомические образования, которые есть у каждого человека. Имеются данные о том, что в течение жизни геморрой развивается у 70-80% людей, хотя за медицинской помощью обращается не более 10-15%.

По каким признакам можно заподозрить это заболевание?

Очень многое зависит от стадии геморроя. В большинстве случаев это просто снижение качества жизни: зуд, выпадение узлов и кровотечения, которые приносят определённые неудобства. Иногда в тяжёлых случаях, когда человек долго не идёт на приём к врачу, то возможно развитие анемии, слабости, головокружения, чувство нехватки воздуха.

Что может спровоцировать его появление?

Причины появления геморроя не совсем ясны. Есть несколько гипотез. Одна из них - наше прямохождение, которое приводит к усилению прилива крови к тазовым органам и промежности, а также натуживание. Также считается, что геморрой возникает в результате таких факторов, как наследственность, малоподвижный образ жизни, беременность, хронические запоры, подъём тяжестей, ожирение. Фактор питания также является немаловажным - сухоедение приводит к формированию плотных каловых масс, что в свою очередь - к усилению «выдавливания» узлов при дефекации; употребление большого количества острой пищи и алкоголя приводит к усилению кровопритока к узлам и их кровонаполнению с увеличением.

Может ли геморрой перейти в рак?

Геморрой снижает качество жизни, но он никогда не перерастает в рак. Сам геморроидальный узел не может трансформироваться в рак. На нём может вырасти полип, но на геморроидальном узле рак никогда не возникает. Но иногда геморрой может маскировать рак. Нужно обязательно делать колоноскопию, чтобы быть уверенным не на 99%, а на 100%, что это именно геморрой, а не рак.

Какие применяются методы лечения геморроя?

Первое, с чего нужно начинать лечение геморроя, - это поверить своему доктору. У каждого врача своё видение больного, и если вы будете постоянно переходить от одного специалиста к другому, то каждый из них будет давать свои рекомендации, что уменьшит ваши шансы на успех лечения. Оно заключается в нормализации качества стула, устранении запоров, нормализации диеты, в том числе увеличении объёма пищевой клетчатки в рационе, обильном питье, ограничении алкоголя, обоснованном приёме препаратов в острых ситуациях. Например, если кровит внутренний геморрой, то мы предлагаем для лечения свечи, чтобы лекарственное средство попало внутрь анального канала. Если отекает наружный узел, то правильней использовать лишь мази или кремы. Если консервативная терапия не помогает, то нужно задумываться об операции. Существует большое количество операций по поводу геморроя, и каждая из методик нужна для разных ситуаций. Поэтому я часто комбинирую методики операций у одного пациента. Самая радикальная - это операция Миллигана-Моргана, в ходе которой мы иссекаем комплекс и наружных, и внутренних узлов. В результате остаётся 2-4 значительные раны в заднем проходе, однако в запущенных случаях это может быть единственным выходом. Если коротко, то операция Миллигана-Моргана - это болезненно для пациента, но она позволяет вылечить даже сложные случаи и гарантирует почти полное отсутствие больших рецидивов. Мы в нашей клиники используем модификации этого метода, которые позволяют снизить интенсивность болей в послеоперационном периоде и достичь среднего срока реабилитации в полторы-две недели.

На начальных стадиях заболевания широко применяется лигирование и склерозирование. Эти процедуры малоинвазивны, проводятся в кабинете у проктолога. Операция проходит следующим образом: пациент пришёл, лёг на кресло, ему сделали процедуру, не требующую наркоза, через пять-двадцать минут он ушёл домой.

Широко использую лазерные операции. Их особенность состоит в том, что объём, успешность и результаты такой операции в определённой степени зависят от используемого оборудования, выбора характеристик лазерного излучения и подбора правильных случаев. Лазерной энергией происходит испарение геморроидальной ткани под слизистой оболочкой и под кожей анального канала без их повреждения, выполняются всего лишь миллиметровые проколы узлов.

Также я провожу дезартеризацию геморроидальных узлов (методика HAL-RAR). Она позволяет провести оперативное вмешательство при геморрое быстро и безболезненно, суть метода заключается в обнаружении артерии, питающей узел, её прошивание и перевязку, а также в подтягивании узла назад в прямую кишку и фиксации его там.

При сочетании геморроя и ректоцеле (опущение задней стенки влагалища) у женщин, а также при циркулярном, большом, выпадающем геморрое у мужчин и женщин мы выполняем степлерную резекцию участка слизистой прямой кишки. Процедура выполняется при помощи циркулярного степлера, который одновременно срезает изменённую ткань по кругу и сшивает здоровые участки прямой кишки. При этом отсутствуют раны, болевой синдром незначительный.

Можно ли вылечить геморрой полностью?

Геморрой - это хроническое заболевание. Когда имеется обострение в виде отёка, болей и набухшей шишки, мы используем лечение свечами, мазями, таблетками - симптомы проходят, отёк спадает, шишка значительно сокращается. Но излечение не происходит. Мы всего лишь сняли симптомы острого геморроя. Причина болезни остаётся - это увеличенная геморроидальная ткань. Использование операций, которые удаляют геморроидальную ткань, позволяют достичь выздоровления. Но иногда полностью удалять весь геморрой опасно, так как это может привести к излишнему рубцеванию и как следствие к сужению заднего прохода. Это очень неприятная ситуация для врача и пациента. В особых случаях у пациентов с букетом опасных для жизни заболеваний мы сознательно отказываемся от любого вида удаления геморроя. У беременных женщин мы откладываем вопрос об удалении геморроя до родоразрешения и стараемся пролечить лекарствами. Так что ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Но, отмечу, что у подавляющего большинства пациентов удаётся достичь полного выздоровления.